Распределение электроэнергии - будущее за шинопроводными системами

Применение шинопроводных систем в сочетании с сухими трансформаторами, встраиваемыми в здания и сооружения, показали эффективность принятых решений, основанных на инженерных расчетах.

Преимущества шинопроводных систем заключаются в следующем:

  1. Шинные системы более компактны, требуют меньше места, чем кабельные системы, в особенности, при нагрузках на линии в несколько сотен или тысяч ампер.
  2. Модульная конструкция шинных систем позволяет применять её в зданиях или сооружениях любого типа и любой конфигурации. В отличие от кабельных систем, шинные – можно легко изменять, дополнять или переносить в другое помещение, здание и устанавливать заново без особых капитальных затрат. Модульная конструкция шинных систем отличается гибкостью и мобильностью.
  3. Охлаждение лучше, чем в кабельных системах. Плотно сжатые шины, заключенные в металлический корпус с сильно развитой поверхностью, способны хорошо проводить выработанное тепло на стенки кожуха и от него в окружающую среду. 
  4. Шинные системы не имеют эффекта образования тяги при возгорании благодаря компактности конструкции, либо вмонтированным внутренним противопожарным перемычкам. К тому же теплостойкость изоляционных материалов шинных систем (155 град) выше, чем у кабельной изоляции (90 град). Шинные системы не горючи, не являются огнепроводными и не выделяют вредные газы (галоген) при пожаре. Кабельные системы могут возгораться и содействовать распространению пожара в зданиях.
  5. Жесткая конструкция элементов системы обеспечивает повышенную стойкость к воздействию токов короткого замыкания по сравнению с кабельными системами, достигая, например, магистральный шинопровод на номинальный ток 3200А выдерживает 338 кА амплитудного и 169 кА термического тока короткого замыкания.
  6. Минимальное расстояние между осями проводников уменьшает их индуктивное сопротивление, а плоская и относительно тонкая шина способствует оптимальному распределению плотности тока в ней, снижая активное сопротивление. В результате потеря напряжения при одной и той же длине и нагрузке в шинных системах значительно ниже, чем в кабельных системах.
  7. Низкое значение сопротивлений в шинных системах способствует снижению потерь активной энергии и ограничивает рост реактивной энергии при эксплуатации по сравнению с кабельными системами.
  8. Как правило, особенно при большой силе тока используют несколько кабелей для одного фазного соединения, где кабели могут отличаться как по длине, так и по месту расположения и качеству присоединения. Шинные системы исключают разницу в длине между проводниками, имеют точные параметры активного и индуктивного сопротивления и обеспечивают равномерную, в максимально возможной степени, нагрузку на каждой фазе. В этом случае кабельные системы не могут быть строго параметрированы.
  9. Компактность конструкции и стальной кожух обеспечивают значительно более низкое электромагнитное поле вокруг шинной системы по сравнению с кабельной системой. магистральные шинопроводы на большие токи (1,0 – 6,3 кА) могут быть установлены вблизи информационных кабелей, не создавая при этом электромагнитные помехи в информационной системе.
  10. С шинной системой электроэнергия экономно и безопасно распределяется на линии при помощи ответвительных коробок в необходимых местах. Расположение этих ответвительных коробок можно легко и безопасно изменять в дальнейшем при необходимости. Кроме того, всегда имеется возможность увеличения числа ответвительных коробок
  11. Шинные системы состоят из полностью сертифицированных стандартных элементов, где все предусмотрено для исключения ошибок и безопасной работы обслуживающего персонала:
    • ответвительные коробки или вилки являются испытанными и сертифицированными частями шинной системы и соответствуют всем требованиям безопасности;
    • на корпус шинопроводов наносятся обозначения направления от источника электропитания и соответствующей маркировкой – место расположения шины заземления;
    • при монтаже соединение секций между собой производят по типу штепсельного, исключающего неправильное соединение фаз;
    • применение моментных ключей исключает чрезвычайное давление на контакты, что позволяет шинным системам "дышать" во время цикла "включение–отключение". При этом защитное покрытие шин позволяет сохранять надежность контактного соединения на весь период эксплуатации;
    • надежность присоединения всех элементов стандартизирована и практически не зависит от квалификации электромонтажника. Безопасность соединения кабельных систем зависит от опыта монтажника.
  12. Монтажная готовность шинных систем значительно выше, чем у кабельных систем. Это обеспечивает меньшее время использования рабочей силы на монтаж и более низкую стоимость монтажа.
  13. Шинные системы не могут быть повреждены механически (например, различными грызунами), чему препятствует стальной кожух, в отличие от незащищенных кабельных систем.
  14. На стадии проектирования здания с использованием шинных систем:
    • уменьшается количество кабельных лотков;
    • уменьшается число распределительных панелей в электрощитовой, становится возможным подключение нагрузок по всей трассе (от механизмов, распределительных щитов на этажах) напрямую от ответвительных коробок;
    • уменьшаются размеры главных распределительных щитов (ГРЩ);
    • уменьшаются габариты помещения ГРЩ, и отпадает необходимость в строительстве кабельных каналов;
    • уменьшаются габариты кабельных шахт;
    • что важно, высвобождаются строительные объемы для других целей;
    • уменьшается число автоматических выключателей;
    • исключаются многие аксессуары, используемые для кабельных систем;
    • упрощается разработка и сокращается время разработки проекта;
    • автоматизированный дополнительный дизайн-проект, кроме наглядности, уточняет состав системы и спецификацию проекта.

Вывод: При выборе системы канализации электроэнергии необходимо прежде всего руководствоваться экономическими соображениями. Начальная стоимость поставки шинопровода может быть выше кабельных систем, но при учете уменьшения количества панелей в ГРЩ или ВРУ и количества кабельных аксессуаров, высокой монтажной способности и эксплуатационных характеристик, преимущество шинопровода становится очевидным.